Коррекция дисграфии

Особенности коррекции дисграфии у детей

Чтобы правильно написать предложение, его необходимо мысленно выстроить, проговорить, разбить на составляющие слова, обозначить границы каждого слова и сохранить нужный порядок написания. В том случае, когда у ребенка есть нарушение хотя бы одной из следующих функций: слуховой дифференциации звуков, звукового анализа, пространственного представления, правильного произношения звуков, зрительного анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи – можно говорить о дисграфии.

Дисграфией называют специфическое расстройство письменной речи, что проявляется многочисленными типичными ошибками и обусловлено несформированностью высших психических функций, которые непосредственно участвуют в процессе овладения навыками письма. Без специального обучения устранить такие ошибки невозможно. А учитывая то, что подобные нарушения являются серьезным препятствием для овладения детьми грамоты, обязательно требуется коррекция дисграфии.

Коррекция дисграфии у младших школьников

Поскольку расстройство письменной речи обнаруживается, как правило, когда ребенок идет в школу, то и коррекция дисграфии обычно проводится именно в этом возрасте.

Коррекцией дисграфии у младших школьников занимается логопед и детский психолог. Первый разрабатывает тактику занятий, направленных на устранение нарушений, а второй помогает ребенку преодолеть сложности в отношениях с одноклассниками и педагогами в школе, ведь таких деток обычно считают неспособными к обучению, и они часто становятся объектом насмешек.

Существует множество способов коррекции дисграфии у школьников младших классов, среди которых можно выделить:

Видео: Дисграфия. Коррекция дисграфии

  • Исправление дефектных звуков;
  • Развитие памяти и мышления;
  • Формирование фонематического восприятия слов;
  • Развитие способностей анализа и синтеза слов;
  • Улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • Формирование звуко-буквенного анализа;
  • Развитие способностей выстраивать фразы и связные предложения (связную речь);
  • Обогащение словарного запаса;
  • Формирование грамматической стороны речи;
  • Письменные занятия для закрепления усвоенных навыков.

Коррекция оптической дисграфии

Всего выделяют пять разновидностей дисграфии, которые различают по виду несформированности или нарушения определенных операций письма:

  1. Артикуляторно-акустическую, которая связана с нарушением фонематического восприятия, артикуляции и звукопроизношения;
  2. Акустическую, обусловленную нарушением только фонемного распознавания;
  3. Аграмматическую, характеризующуюся недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  4. Обусловленную несформированностью языкового анализа и синтеза;
  5. Оптическую, которой свойственны нарушения зрительно-пространственных представлений.



Последняя – одна из наиболее встречаемых форм дисграфии, характеризующаяся неустойчивостью зрительных восприятий, в результате чего ребенок не распознает отдельные буквы или незнакомые ему шрифты и как результат, при письме путает графические сходные рукописные буквы.

В своей книге «Коррекция оптической дисграфии» учитель-логопед высшей категории с многолетним стажем работы Елена Витальевна Мазанова предлагает проводить коррекционно-логопедическую работу по таким направлениям, как:

  • Формирование пространственных и временных представлений;
  • Развитие слухового анализа и синтез;
  • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
  • Развитие способности узнавать предметы по чувственным восприятиям (цвету, величине, форме);
  • Расширение объема зрительной памяти;
  • Обучение графической символизации;
  • Формирование графомоторных навыков;
  • Обучение дифференциации букв с кинетическим и оптическим сходством.

Для реализации данных заданий коррекция дисграфии по Мазановой включает самые разнообразные упражнения.



Например, с целью улучшения цветового восприятия проводятся занятия по:

  • Подбору или группировке картинок к определенному цветовому фону;
  • Называнию цветов изображенных предметов;
  • Закрашиванию геометрических фигур в определенные цвета и т.д.

Для развития предметно-зрительного гнозиса (способности узнавать предметы по чувственным восприятиям) практикуются упражнения по:

  • Называнию контурных, наложенных, зашумленных и перечеркнутых изображений предметов;
  • Определению, что нарисовано неправильно;
  • Дорисовыванию нарисованных наполовину предметов и их называнию и т.д.

Методы коррекции дисграфии у детейДля развития зрительной памяти при коррекции дисграфии проводятся занятия по:

  • Запоминанию картинок или предметов и нахождению их среди похожих объектов;
  • Запоминанию ряда изображений с последующим воспроизведением;
  • Запоминанию последовательности расположения с последующим восстановлением перепутанных предметов и т.д.

Для коррекции дисграфии Мазанова рекомендует особое внимание уделять дифференциации букв на всех уровнях организации речевой деятельности в такой последовательности: при изолированном написании букв, их написании в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

Видео: Развивающие тетради, пособия для коррекции дизграфии ОБЗОР ЧАСТЬ 2

Коррекция дисграфии и дислексии

Довольно часто дисграфия сочетается с дислексией, которая проявляется нарушениями процесса чтения (чаще всего пропусками отдельных букв и даже слогов) и обусловлена сложностью распознавания букв, недоразвитостью внимания и трудностью пространственного восприятия.

При наличии у ребенка обоих этих нарушений к коррекции требуется подход, который включает в себя 4 этапа:

  1. Диагностический;
  2. Подготовительный;
  3. Коррекционный;
  4. Оценочный.

Видео: Профилактика дисграфии с помощью интерактивных и настольных игр. Воспитание орфографической зоркости

Диагностический этап подразумевает изучение состояния лексико-грамматической стороны речи у ребенка, написание с детьми диктантов и анализ результатов.

Подготовительный период коррекции дисграфии и дислексии включает занятия на общее развитие моторики, памяти, пространственно-временных представлений и мышления.

Видео: Как отличить дислексию от лени и как помочь ребенку

Коррекционный этап направлен на преодоление расстройств. Занятия проводятся преимущественно на фонетическом, синтаксическом и лексическом уровнях. Также работа подразумевает устранение проблем со звукопроизношением, речью и чтением.

На последнем этапе оценивают результаты методом проведения повторных проверок навыков чтения и письма.

Поделись в соц.сетях:

Внимание, только СЕГОДНЯ!